Расемон



Действие картины происходит в древней Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения — у каждого из четырех свидетелей — своя.

Каждая проливает дополнительный свет на случившееся, добавляя дополнительные детали к случившемуся. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?Рейтинг КиноПоиска: 8.216 (4926)
Рейтинг IMDB: 8.40 (59 569)
Рейтинг MPAA: Расемон

Действие картины происходит в древней Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения — у каждого из четырех свидетелей — своя.

Каждая проливает дополнительный свет на случившееся, добавляя дополнительные детали к случившемуся. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?

Рецензия

«Расемон» длится полтора часа, хотя описывает события, которые могли бы уместиться в 20 минут. Дровосек, пойдя в лес за дровами, находит тело убитого самурая.

В суд приводят знаменитого разбойника Тадзёмару, который уже убегал от наказания, при нем нашли лук, меч и коня убитого самурая.

Тадзёмару не отрицает, что это он убил самурая. Он охотно рассказывает суду историю этого убийства.

Отдыхая на дороге он встретил самурая с женой, которая ему сильно понравилась, он не смог отказать себе в удовольствии, и решил овладеть ею. Обманом он увел самурая на холм, где повалил его и завязал. Привел жену к самураю и овладел ей прямо у него на глазах.

Собственно тут и начинается кульминация, 3 разных версии развития событий, 3 причины смерти, 3 оправдания.

Разбойник, которому уже нечего терять, рассказывает как он соблазнил смелую и отчаянную женщину и победил сильного самурая. Жена рассказывает как она пыталась сохранить жизнь мужу, и когда он не оценил ее поступка в приступе ярости она убила его. И самурай, через провидицу, рассказывает о том, что он не смог выдержать позора, нанесенного ему его женой, и покончил с собой.

И только в конце дровосек рассказывает то, что случилось на самом деле. Реальность сильно отличалась от их историй. В ней нет пафоса, в ней нет отчаянных поступков и даже смысла в ней нет.

Но если проанализировать их истории и соотнести их с этой реальностью, то выйдет что они врали не судье, они врали в первую очередь самим себе. Человек всегда пытается оправдать свои действия, в первую очередь перед самим собой.

Самурай видит в том, что его убил разбойник именно самоубийство, уже после самой смерти в своих поступках он находит новый смысл. Ибо не мог он умереть так бесчестно, как это случилось на самом деле.

Жена же его истинно полагает, что мужа убила именно она, за его презрение, за то что не оценил он ее «великодушного» поступка. И ведь в правду что же еще она могла сделать, она ведь всего лишь слабая женщина.

Ну а разбойник, судьба которого уже предопределена, видел в этом бессмысленном действе свое очередное, самое бравое, самое удачное похождение.

И даже крестьянин, в конце фильма отобравший у младенца последние вещи, приговаривая его к неизбежной гибели, легко находит оправдание своему поступку.

О режиссерском таланте Куросавы можно говорить бесконечно, снято разумеется все на высшем уровне, придраться нельзя ни к актерской игре, ни к прославленной операторской работе. Лишь один минус мешает мне поставить «десятку», а именно затянутость, хоть фильм и длится не долго, но действия в нем крайне мало.

————————————————————————————-
На севере главной улицы в древней японской столице Киото стояли ворота Судзаку — парадный въезд в резиденцию императора. Расёмон — это ворота, стоявшие в южном конце главной улицы. Монументальные — 32 метра в ширину и 8 метров в высоту — на задворках города они имели дурную славу пристанища воров и разбойников и были далеко не безопасным местом. В расёмоне оставляли брошенных детей и трупы людей…

Чёрно-белым фильмом «Расёмон» великий японский режиссёр и сценарист Акира Куросава открыл западному миру не только японское кино, но и мир Японии в целом. И дело не только в международных премиях и последующей адаптации сюжета «Расёмона» для фильма «Надругательство» (1964). Дело в человеческой культуре.

Вместе со сценаристом Синобу Хасимото, с которым в 1954 году режиссёр снимет фильм «Семь самураев», Куросава экранизировал рассказ классика «новой» японской литературы Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (1922), признанный писателями и критиками уникальным в истории литературы произведением о жизни в средневековой Японии.

Для Куросавы и его команды «Расёмон» стал не воротами «из…», а воротами «в…». Композитор Фумио Хаясака, работающий с Куросавой до «Расёмона» на картинах «Пьяный ангел» (1948) и «Бездомный пёс» (1949), впоследствии напишет музыку ко многим работам режиссёра, в том числе и к «Семи самураям». Один из лучших кинооператоров Японии Кадзуо Миягава в 1961 году снимет вместе с Куросавой фильм «Телохранитель».

Да и мировая слава к одному из лучших японских актёров Тосиро Мифунэ пришла именно с фильмом «Расёмон», где он сыграл знаменитого разбойника Тадзёмару — одного из главных персонажей этой притчи, снятой в жанре «дзидайгэки». Великолепный герой, который всем своим видом как бы говорит: «Я не страдаю психическим расстройством, я им наслаждаюсь…»

Засуха, голод, чума, война, пожары, налёты разбойников… «Ты влезь на ворота и посмотри: тут неприбранных покойников валяется полдюжины», — говорит один из героев фильма другому. «Расёмон» — это символ морального и физического разложения японского общества. Хотя почему только японского? Пусть картина наполнена восточным мистицизмом, философский смысл в ней универсальный.

У каждого из героев свой собственный взгляд на историю, произошедшую в лесу… Каждый видит то, что хочет, видит то, что может… В силу своей нравственности. Это фильм об утрате остатков веры в людей. Вся ложь от слабости. Люди слабы и потому врут даже себе. Куросава интригует. Он снял свой шедевр по принципу: «если тебя не устраивает ответ — ты задал неверный вопрос».

P.S. В настоящее время киотский расёмон стёрт с лица земли.

Нравится Расемон? Поделись с друзьями!