Розочка



1967-й год. Юная красавица Камила работает в университете секретаршей ректора и собирается замуж за Романа, занимающего ответственный пост в государственной торговой компании. Но Камила знает о своем женихе далеко не все: на самом деле Роман работает в Службе безопасности, и в его обязанности входит выявлять потенциальных врагов коммунистического режима.

Такого «врага народа», замешанного в тайных связях с иностранными контрагентами, Роман подозревает в известном писателе Адаме Варчевском, но тому искусно удается изображать на публике полное отсутствие интереса к политике. Время идет, и начальство требует от Романа результатов, и тогда он решается на крайние меры: чтобы шпионить за Варчинским, он просит Камилу стать его любовницей.1967-й год. Юная красавица Камила работает в университете секретаршей ректора и собирается замуж за Романа, занимающего ответственный пост в государственной торговой компании. Но Камила знает о своем женихе далеко не все: на самом деле Роман работает в Службе безопасности, и в его обязанности входит выявлять потенциальных врагов коммунистического режима.

Такого «врага народа», замешанного в тайных связях с иностранными контрагентами, Роман подозревает в известном писателе Адаме Варчевском, но тому искусно удается изображать на публике полное отсутствие интереса к политике. Время идет, и начальство требует от Романа результатов, и тогда он решается на крайние меры: чтобы шпионить за Варчинским, он просит Камилу стать его любовницей.

Рецензия

Только что вернулся с фильма Розочка, который шел в рамках недели Польского кино в Украине. Мне показалось, что если б я был более «мягким» я плакал бы в конце фильма. Он очень Эмоционален, меня поразили персонажи, которые продуманы до мельчайших деталей. Каждый их шаг, слово и даже поведение во время секса продумано исходя из психотипа.

Безусловно главная актриса «Розочка» оставит глубокую душевную травму в сердцах всех мужчин, сцены, где она легким движением скидывает с себя белье, выводили большую часть зала из состояния равновесия.

Наверное некоторые люди скажут, что сюжет банален, но меня он «держал» до последней минуты, особенно агент ГБ очень в конце удивил, чего от него не ожидал по-моему никто.

Фильм очень грамотно «разбавлен» отрывками из документальных съемок, что дает возможность сравнить постановочные сцены с реальными событиями, которые проходили в то время.

И ещё, фильм очень ценен для тех, кто стремиться понять почему страны Соц. Лагеря так быстро вернулись в Орбиту демократических преобразований. Сцены общения интеллигенции очень колоритны. А за речь профессора в Пресс Клубе я снимаю шляпу.
————————————————————————————-
В последнее время в европейских странах, которые пребывали под влиянием Советского Союза проявилась тенденция поднимать в кинематографе непростой вопрос власть-человек. Появилось на свет множество прекрасных, человечных и глубоких фильмов, как например «Роза Кавасаки» и «Уютные норки» реж. Я. Гржебейк (Чехия), «Тихая свадьба» реж. Х. Мэлэеле (Румыния), «Сказки золотого века» (К. Мунджиу, К. Популеску и др.) (Румыния), «Жизнь других» реж. Ф. Хенкель фон Доннерсмарк (Германия) и множество других.

После процессов люстрации, кинематограф берется переосмыслить проблему внутренней борьбы человека, который попадает под колеса системы, условия в которых он оказывается и причины по которым выбирает, как будет вершиться не только его судьба, а и судьба тех людей которые его окружают.

Одним из таких фильмов и есть «Розочка» («Różyczka») реж. Я. Кидава-Блоньский (Польша) 2010 год, в основу которого легла история жизни польского писателя Павла Яшеницы (в реальности Леон Лех Бейнар). Парадокс судьбы писателя был в том, что он будучи вольнолюбивым человеком, неоднократно осужденным и наказанным за его деятельность (написанные ним исторические романы, которые шли вразрез с официальной идеологией, борьбу с цензурой и мн. др.) на склоне лет женился на женщине которая доносила на него спецслужбам. И после их брака тоже.

Родственники Павла Яшеницы обратились к дистрибьюторам не трактовать фильм как биографический. После просмотра вообще становиться понятно, что взяты только некоторые факты из жизни писателя и фабула фильма сильно расходиться с биографией. Взять например тот факт, что реальная персона-прототип агента Розочки (такой псевдоним был у героини фильма) во время брака хоть и была значительно моложе супруга, но ей было 40 лет. В фильме Розочке около 20—25.

Все бы ничего, но такие пробы режиссера внести элементы мелодраматичности прослеживается во время всего фильма.

Образ героини резко выделяется на фоне документальной хроники Варшавы 67—70 годов и пробами передать дух советской Польши. Не смотря на то, что Магдалена Бочарская получила за эту роль приз за лучшую женскую роль на 35. Фестивале Польських Художественных фильмов в Гдыне, ее образ режет глаз как проевшее пленку цветное пятно.

И поскольку тяжело поверить в фальшивый образ секретарши из деканата, в итоге мало глубины, страха, эмоций и настоящего горя. Которые обязательно присутствовали в таких вот реальных историях.

Но, наверное, появление еще одного кирпичика в постройке понимания прошлого обязательно должно пойти на пользу в борьбе с постсоветским мышлением.

6 из 10

Нравится Розочка? Поделись с друзьями!