Все знают, что детектив Джон Шафт — самый крутой полицейский в городе. Некоторые полагают, что его жестокие методы «работы с уголовниками» не оправданы. Это не так.
Просто Джон один из тех людей в этом падшем городе, кто еще не забыл, что есть Справедливость! Вот за эту самую Справедливость Шафт и будет биться до конца.
Нести нелегкую службу Шафту помогает дядя — полицейский в отставке, у которого в молодости все бандиты «стояли на ушах» и которому сам король диско, Айзик Хейс посвятил свою песню.
На этот раз Шафту досталось сложное дело. Джону нужно, во что бы то ни стало, усадить за решетку безжалостного убийцу и найти единственного свидетеля, который ему в этом поможет.Рейтинг КиноПоиска: 6.582 (3239)
Рейтинг IMDB: 5.80 (42 599)
Рейтинг MPAA:
Все знают, что детектив Джон Шафт — самый крутой полицейский в городе. Некоторые полагают, что его жестокие методы «работы с уголовниками» не оправданы. Это не так.
Просто Джон один из тех людей в этом падшем городе, кто еще не забыл, что есть Справедливость! Вот за эту самую Справедливость Шафт и будет биться до конца.
Нести нелегкую службу Шафту помогает дядя — полицейский в отставке, у которого в молодости все бандиты «стояли на ушах» и которому сам король диско, Айзик Хейс посвятил свою песню.
На этот раз Шафту досталось сложное дело. Джону нужно, во что бы то ни стало, усадить за решетку безжалостного убийцу и найти единственного свидетеля, который ему в этом поможет.
Имя «Джон Шафт» в 70-ые годы стало настоящей гордостью афроамериканской публики в 70-ые, ибо это было имя детектива, для которого беда любого человека его расы — беда собственная, и он брался за её решение самыми смелыми и жесткими способами. Позднее было выпущено еще два фильма продолжения, которые также имели неплохой успех. И вот, в конце двадцатого века, студия Paramount Pictures финансирует римейк этого франчайза, причем весьма странный римейк. Вместо того, чтобы своеобразно обновить устаревшие клише и подвести историю 70-х в реалии 90-х годов, режиссер Джон Синглтон зачем-то решил в точности повторять стиль 70-х.
Вступительная мелодия и запоминающиеся титры вселяют надежду, что перед нами будет афроамериканский вариант Бонда, со своей атрибутикой и запоминающимися фразами. Но, к сожалению, фантазии авторов хватает лишь на интересное начало и вполне эффектную концовку. Середина получилась крайне невнятной, занудной, а кое-где и излишне морализаторской. Если персонаж — злодей, значит, ему обязательно надо злодейски ухмыльнуться главному герою, чтобы зритель проникся к нему ненавистью. Проблема в том, что при создании «плохих парней» в ход идут самые затертые приемы.
Самая же главная проблема всей ленты — отсутствие сопереживаемости. Чтобы прочувствовать хэппи-энд или чувство сопричастности с происходящем, главному герою должно быть тяжело, зритель должен чувствовать напряжения. И его-то как раз здесь нет. Шафт знает все планы своих противников наперед, а потому вовремя их пресекает и все, чтобы не делали преступники, завершается крахом. Добавляет сонливости всему происходящему еще и невероятно монотонная музыка, от которой уровень адреналина в крови точно не повысится, а ведь именно этим и должен заниматься боевик.
И что хуже всего, из вышеописанных минусов вытекает один очень неприятный, для подобного жанра фактически фатальный — злодеям веришь и сочувствуешь больше чем положительным героям. Главгерои здесь все — эгоистичные пафосные сволочи, которые вместо харизмы источают какую-то невероятно пафосную и наивную волю к справедливости, от которой отдает сильнейшим морализаторством. И при всем моем уважении к Сэмуэлю Л. Джексону, он здесь выглядел слабо. Да, чуток харизматично, но Ричард Раундтри в свое время был куда эффектнее. В данной же ленте всех просто-переиграл Кристиан Бейл вместе с Тони Коллет. Они в этом фильме были просто превосходны и к ним испытываешь реальные чувства, а не дутые, как это происходит с Шафтом.
Шафт — морально устаревший фильмец, который даже в свое время был далеко не прекрасным. Это специфическое творение, рассчитанное на специфическую аудиторию. Если вам нравится наблюдать за фильмами, в которых главному герою всегда все и везде почти удается, то думаю, этот фильм для вас. Остальным же, я уверен высоких ожиданий делать не стоит.
————————————————————————————-
Название фильма не несёт в себе никакой конкретики: кто такой Шафт или что такое Шафт? Постер к картине также ответа на какие-либо вопросы не даёт: на нём изображён грозно шагающий Сэмюел Л. Джексон в каком же он образе? Может это наёмный убийца или может это новый герой? В общем, если не быть знакомым с классикой «чернокожего» боевика 70-х годов прошлого столетия, то не сразу поймёшь о чём будет фильм.
Будем знакомы, как говориться, Джон Шафт — полицейский с суровыми методами добычи доказательств и беспощадный к правонарушителям. Разумеется, что этого серьёзного субъекта и играет Сэмюел Л. Джексон. Его герой столкнулся с ошеломляющим его принципы случаем: убийца молодого афроамериканца выпущен под залог благодаря состоятельности отца и после чего бежит в Европу. У Шафта есть свидетельница, которая скрывается от него и, видимо, от убийцы тоже, но наш герой не так прост, что становится понятным с первых минут картины, он всегда добивается своего!
Ну чем же не новая легенда? Люди любят смотреть на таких, как Шафт, на суровых и брутальных мужчин, которые всеми методами, честными и не очень, бьются с системой, чтобы справделивость восторжестовала. Сэмюел Л. Джексон без лишних слов понял своего персонажа, создав агрессивного копа, не боющегося ничего, считающего себя боссом чуть ли ни всего мира. Кому-то на память может прийти классика полицейского боевика «Смертельное оружие» и уже после просмотра «Шафта» отметить отсутствие напарника, но постановщику Джону Синглтону надо было доказать, что Шафт — это вполне самодостаточный герой, а идущей второй в титрах Ванессе Уильямс даже особо времени в картине и не дали, чтобы она могла доказать свою состоятельность в претензиях на звание напарницы Шафта.
Зато очень порадовал Джеффри Райт. В последнее время ему дают роли «крахмальных воротничков», но здесь он великолепно сыграл, исполнив роль местного латиноса-мафиози в белых одёжах. Он умудрился побыть и забавным персонажем на фоне героя Кристиан Бэйла и побыл судорожным психопатом на фоне Сэмюела Л. Джексона. Даже не смущает тот факт, что он казался более важным персонажем, чем у Кристиана Бэйла, хотя последний был основной фигурой в завязке сюжета. Но несмотря на это Бэйл вызывал такую антипатию, что самому хотелось сцепить пальцы на его шее. По сути эта роль стала продолжением «Американского психопата».
И вот если бы не игра актёров, а также музыкальное сопровождение, которое соответствовало жанру и сути фильма — агрессивная, жёсткая, напористая — то «Шафт» получил бы ещё больше дозы критики. А она была. Была за то, что лента не стала однозначным, цельным боевиком, так как многие повороты событий, а следовательно и сцены, сопутствующие этим событиям, оказались рваными, недосказанными. Во многом чувствовалась обрывистость, причём даже в самом главном она присутствовала — в жанровых характеристиках, по идее сцены с перестрелками должны были дарить адреналин, захватывать динамикой, но это не получилось, была, повторюсь, обрывистость, то есть, когда тот или иной момент, приближающий к кульминации, остановливался и не доводил до нужного эффекта.
Итак, Джон Шафт в исполнении Сэмюела Л. Джексона — нужный мессия для чернокожего населения США, пусть даже в кино, а вот сам фильм стал для многим слабым утешением. Без чёткой структуры и напряжения такие фильмы не становятся в ряды классических. Но, закрыв глаза на это, можно всё-таки сказать, что смотрится «Шафт» довольно неплохо, если не проводить аналогий, персонажи стильные и сильные, да и пострелять и подраматизировать успели, особенно в конце.