Принцесса де Монпансье



1562 г., Францией управляет Карл IX, в стране бушуют религиозные войны… Мари де Мезьер, одна из самых богатых наследниц королевства, любит молодого герцога де Гиза, позже получившего прозвище «Меченый», и он, как ей кажется, разделяет ее чувство. Однако отец девушки, маркиз де Мезьер, стремится возвысить свою семью, и отдает дочь замуж за принца Монпансье, которого она даже не знает. Карл IX вызывает принца присоединиться к нему в борьбе с протестантами.

Франция охвачена огнем войны, и Монпансье отправляет свою молодую жену в отдаленный замок Шампиньи в сопровождении графа де Шабанна. Он поручает графу, своему бывшему наставнику и другу, завершить воспитание молодой принцессы, чтобы однажды она могла предстать при дворе. Мари старается забыть страсть, которую она по-прежнему питает к Гизу. Обстоятельства складываются таким образом, что Гиз и герцог Анжуйский, будущий король Генрих III, приезжают в Шампиньи, в то время как там находится Монпансье. Герцог Анжуйский, как и граф де Шабанн, влюбляется в принцессу… Мари становится предметом опасного и жестокого соперничества.1562 г., Францией управляет Карл IX, в стране бушуют религиозные войны… Мари де Мезьер, одна из самых богатых наследниц королевства, любит молодого герцога де Гиза, позже получившего прозвище «Меченый», и он, как ей кажется, разделяет ее чувство. Однако отец девушки, маркиз де Мезьер, стремится возвысить свою семью, и отдает дочь замуж за принца Монпансье, которого она даже не знает. Карл IX вызывает принца присоединиться к нему в борьбе с протестантами.

Франция охвачена огнем войны, и Монпансье отправляет свою молодую жену в отдаленный замок Шампиньи в сопровождении графа де Шабанна. Он поручает графу, своему бывшему наставнику и другу, завершить воспитание молодой принцессы, чтобы однажды она могла предстать при дворе. Мари старается забыть страсть, которую она по-прежнему питает к Гизу. Обстоятельства складываются таким образом, что Гиз и герцог Анжуйский, будущий король Генрих III, приезжают в Шампиньи, в то время как там находится Монпансье. Герцог Анжуйский, как и граф де Шабанн, влюбляется в принцессу… Мари становится предметом опасного и жестокого соперничества.

Рецензия

«Реальная жизнь дает нам зыбкие и смутные образы, художник по своему усмотрению распределяет свет и тени» А. Моруа.

Этот фильм породил во мне больше вопросов, чем дал ответы. Пришлось даже прогуглить некоторые фамилии, чтоб удостовериться. Признаюсь честно, будучи искренней поклонницей таланта Гаспара Улье, смотрела «Принцессу…» на 80% из-за него, другие 10% делят между собой Тьерри и Вильсон, а оставшиеся 10% отдаю как дань моей любви истории и истории Франции в частности. Только вот удивительное дело, Анри Лотарингскому, герцогу де Гизу по прозвищу Меченый, прямому потомку французских королей, в 1562 году было всего12 лет (родился в 1550 и был предательски убит по приказу короля Генриха 3 в 1588 в расцвете сил и славы). Гаспар, конечно, молод и полон сил, но не настолько же!:) Еще интересная деталь, на самом деле Мари де Монпансье звали Рене, и титул принцессы она не носила. А Мари де Монпансье, согласно А. Дюма-старшему, и его «Графине де Монсоро», была сестра братьев Гизов, брюнетка, горбатая, хромая на одну ногу, но необычайно честолюбивая и одаренная блестящим умом, коварством и очарованием — качествами, присущими всему семейству Гизов. Конечно, Дюма — ненадежный источник, но тем не менее…

В остальном, фильм мне понравился: передана атмосфера того времени, в кадре даже появляется Екатерина Медичи. Не узнать эту правительницу нельзя: ее властный взгляд, смешивание французской и итальянской речи, сам облик королевы-матери и etc. Когда смотришь на пейзажи и замки, показанные в картине, взгляд словно вырывается на волю и несется птицей в неведомые дали. Фильм не перенасыщен батальными сценами, зато уделено внимание интересным историческим деталям.

Важно заметить, что замысел госпожи де Лафайет хоть и частично, но сохранен. На экране мы видим различные облики любви: 1). Отеческая и нежная у Шабана (Вильсон — красавец мужчина, и молодежи его не переиграть), 2). Ревнивая любовь принца де Монпансье. Как молод и глуп этот новоявленный муж, полагая, что криками и кулаками можно влюбить в себя женщину (lol). На мой взгляд, Грегуару Лепренс-Ренге досталась самая незавидная с позиции имиджа роль. Я больше видела его НЕуверенность в себе, НЕдалекость ума и НЕвыдержанность характера. В общем, одни «НЕ». Какой яркий контраст с Гизом! 3). Любовь герцога Анжуйского, если это можно так назвать, вызвана скукой и желанием позлить соперников. Он от безделья играет с Мари, сталкивает лбами своих «друзей» и забавляется этим, как дитя. Даже больше похоже на поведение женщины, чем дофина. Типаж выбран верно, смазливость Рафаэля Персонаса, его щеголеватые усики, танцующая походка, плавные движения и, наконец, эта серьга! Естественно, тогда так было модно, знатные особы мужского пола носили серьги…4). Наконец, last but not least, любовь Меченого. Он любит Мари, только по-своему, в стиле Гизов. Она для него — трофей, ценный приз и награда. И после обладания Анри теряет интерес к девушке, его любовь испаряется, как вода на солнце. Она, как говорится, gone with the wind. На мой взгляд, Улье хорошо справился с ролью, только сложно было поверить, что Гиз в его исполнении разлюбил Мари. Пожалуй, герой Гаспара самый интересный с исторической точки зрения, только актер слишком красив (imho), реальный герцог был скорее очарователен, нежели привлекателен. Вот Венсан Кассель, будь он чуть моложе, идеально бы подошел. По крайней мере, портретное сходство очевидно. Я упомянула любовь Меченого последней, потому что именно на нее ответила главная героиня. Да, она привязалась к де Шабану, попыталась любить мужа и кокетничала с герцогом д\’Анжу. Но страстное чувство, волнение крови, все, от чего хочется взмыть в небо — этому она обязана Анри де Гизу по прозвищу Меченый (или Рубленый), полученное, кстати им только в 1575 году в стычке при Дормансе. Может и нам начать так называть актера, в смысле, Улье, ведь его шрам не менее знаменит и популярен, чем шрамы его героя 🙂

Добавлю пару слов о Мелани Тьерри. Я считаю ее красивой девушкой, но здесь мне она показалась скучной и безликой простушкой. Как бумажный кораблик, который волны кидают из стороны в сторону, так и героиня Тьерри была безвольна, слаба и неуверенна. Ничего общего с Авророй из «Вавилон Н. Э.» (2008) или авантюристкой Леа/Наоми из «Ларго Винч: Начало» (2008). А хотелось бы увидеть хоть каплю характера, ведь ее имя заглавное в титрах. Может быть, поэтому и в силу моих исторических сомнений (без реприманда режиссеру, конечно)

8 из 10
————————————————————————————-
Девушки — выгодный товар, так считали с древних времен, да и сейчас, чего таить, многие деловые отношения, связи и репутация создаются посредством женитьбы. В средние же века это был практически единственный законный способ получения желаемого положения. И последнее, что учитывалось в этом обмене деньгами/землями/фамилией — это мнение девушки.

Очаровательная Мари обещана отцом младшему герцогу Гизу. «Склонность» девушки к его брату в расчет не принимается. Но фривольное поведение одной незнакомки приводит к тому, что руки Мари просит принц де Монпансье. Партия эта гораздо выгоднее предыдущей и по знатности и по влиянию. Трусливый отец Мари расторгает одну помолвку и заключает другую.

Фильмы о средневековье больше каких-то других ориентированы на «своего» зрителя. Костюмные декорации, правила поведения, беседы и даже мыслей жестко регламентированы. В результате при недостаточной доработке сюжета может получиться слабенькая театральная постановка, а при излишней экспрессии — полное пафоса и различных лозунгов несмотрибельное действо. Я склонна считать, что в данном случае равновесие было соблюдено.

Мари — эмоциональная девушка. Не истеричка, но и не ханжа. Смирившаяся с нелюбимым мужем, она искренне хочет наладить с ним отношения, стать достойной женой, похоронив свою юношескую влюбленность. Но постоянно появляющийся на ее горизонте Гиз не дает ей такой возможности.

Очень понравилась короткая, но яркая обрисовка некоторых персонажей. Отец Монпансье — самодовольный эгоцентричный недалекого ума человека, с нетерпением ожидающий конца срока траура, чтобы найти новую жену. Подруга Мари, герцогиня де Гиз — некрасивая забитая девушка, постоянно в тени либо своих братьев, либо красавицы-подруги.

Наповал убила сцена брачной ночи. В комнате вместе с женихом, невестой и многочисленными служанками, обмывавшими/одевавшими ее (а заранее этого сделать — совсем никак?), присутствовали также родители девушки (и мать, и отец!), придирчиво осматривающие тело дочери. Хорошо, хоть во время самого «процесса» занавесочку задернули. ОМГ, нет слов, одни факи!

Ну и парочка претендентов на сердце Мари — ее муж, принц де Монпансье, и друг детства, герцог де Гиз. Первый — немного застенчивый, инфантильный, не скорый на слово и действие мальчик. Второй — импульсивный, яростный, несдержанный мужчина. Образ Гиза вообще противоречив. Храбрый и сильный солдат на войне, искренне переживающий за своих людей, в мирное время он превращается в охотника, превыше всего ставящего свои желания. В качестве дичи выступают известные, красивые или недоступные девушки.

Особое место лично для меня занял граф де Шабан. Безобразная первая сцена изначально настраивает против него, но последующее меняет впечатление на прямо противоположное.

«Прирцесса де Монпансье» — хороший исторический фильм, отлично снятый и оставляющий большое поле для размышлений.

7 из 10

Нравится Принцесса де Монпансье? Поделись с друзьями!