Черная Венера



Картина посвящена драматичной судьбе Саарти Баартман — южноафриканки, получившей в Европе начала XIX столетия прозвище «готтентотской Венеры». Предприимчивый антрепренер вывез ее из Африки в Европу, где на протяжении нескольких лет выставлял рабыню в различных фрик-шоу, заставляя ее демонстрировать на людях огромные ягодицы — типичные для женщины койсанских народов и считающиеся на родине Баартман признаком красоты.Картина посвящена драматичной судьбе Саарти Баартман — южноафриканки, получившей в Европе начала XIX столетия прозвище «готтентотской Венеры». Предприимчивый антрепренер вывез ее из Африки в Европу, где на протяжении нескольких лет выставлял рабыню в различных фрик-шоу, заставляя ее демонстрировать на людях огромные ягодицы — типичные для женщины койсанских народов и считающиеся на родине Баартман признаком красоты.

Рецензия

Королева красоты и изящества Нового времени.

Когда, закрыв глаза, я, в душный вечер лета, Вдыхаю аромат твоих нагих грудей, Я вижу пред собой прибрежия морей, Залитых яркостью однообразной света.

На смену «Черному лебедю» Аронофски, пришла картина африканского режиссера из Туниса Абдела Кешиша «Черная Венера». Что примечательно, Кешиш еще задолго до премьеры этого фильма задумался снять что нибудь историческое, но такое, что не входило в привычные каноны данного типа кино. Реализация этой едеи не могла занять мало времени, так что «Черную Венеру» зритель увидел только спустя некоторое, довольно продолжительное время.

Фильм основан на реальных событиях, происходивших в Европе в начале XIX века. Идейная основа — повествование о нелегкой судьбе молодой женщины из Африки, которую вывезли из ее родных мест в Европу. Ее «работодатель» заставляет ее выступать в различных фрик представлениях, на радость публике, которая не замечает ничего в этой девушке, кроме ее непропорционального тела. То, что нужно показывать и демонстрировать Саарти — отнюдь не связано с ее внутренними переживаниями и представлениями. Публику не волновали ее этнические танцы, публику не волновала музыка, которую она довольно мастерски исполняла на инструменте, глаза у них по настоящему загорались, когда им разрешали, мягко говоря, дотронуться до нее, думая что дотрагиваются до какого то дикого животного.

Саарти Баартман немногословна. С приездом в Европу ей внушали больше слушать и исполнять, нежели говорить. И когда она не соглашалась больше на такие унижения и оскорбления в свой адрес, то тут же всплывали ссоры и убеждения, что она это делает ради какой то высшей цели зарабатывания денег, и что после накопления нужной суммы она сможет вернуться домой богатой. О прошлом Баартман так же известно немного. Она была матерью, у нее была семья, но все это она потеряла, нп рассказывая в подробностях как. На протяжении всего фильма у зрителя будет возникать некое чувство недосказанности. Это служит хорошей декорацией к фильму.

Фильм не обошелся без дебюта. Впервые на экранах присутствует исполнительница главной роли Яхима Торрес. Как говорил сам режиссер этой картины, снимать кино, используя непрофессионалов, сложней, так как приходится объяснять всевозможные детали, а так же нельзя забывать, что Саарти Баартман африканка, из далекого прошлого, и воспроизвести всецело эту роль сложно не то что непрофессиональному человеку, — хорошей состоятельной актрисе это сделать будет очень непросто. Да и как признавалась сама Торрес в интервью, исполнять такую роль было очень сложно и вместе с этим одновременно приходилось учить африканские танцы, подолгу изучать биографию Саарти Баартман. Но тем не менее, зря этот труд уж точно не прошел.

Абдел Кешиш мастерски показывает нам картину изоляции. Когда отдельно взятого человека изымают из его привычной среды и помещают в действительность совершенно другую. Может и не худшую, но иную. И к этой перемене мест героиня фильма так и не смогла адаптироваться. Частично в этом помогает ей алкоголь, который она употребляет между своими выступлениями. Поэтому фильм так же относится и к социальной трагедии — драме. Стилистическая направленность данного кино указывает нам колоссальные социальные проблемы того общества, которые, кстати, никуда не делись. Вместе с тем мы видим как Европа постепенно становится на цивилизованный путь развития, и такие представления, подобные представлениям Саарти, выносятся на суд. Однако своими глубоко личными переживаниями героиня решает не делится, что несомненно предрекло ее дальнейшую судьбу.

Нельзя не упомянуть о декорациях. Вся команда дизайнеров и сценаристов точечно и детально изобразили убранство и улицы городов Нового времени. Фильм снят в очень хороших тонах и после просмотра оставляет благоприятное впечатление. Несмотря на довольно внушительный хронометраж, явно затянутых моментов в картине не находится. И если у Вас имеется свободный вечер, то просмотр данного кино должен скрасить вам уходящий день

С уважением.
————————————————————————————-
Француз тунисского происхождения Абделатиф Кешиш уже к своему третьему фильму «Кус-кус и барабулька» был зачислен в ряды выдающихся режиссеров современности. «Черная Венера» — его следующий грандиозный шаг к славному будущему, наделавший шуму на Венецианском кинофестивале в 2010 году. Картина серьезно рассматривалась в качестве претендента на победу, однако Кешиш так ничего и не получил, а ведь «Черная Венера» — это очень зрелая и сильная работа человека, который почувствовал суть кино как симбиоз развлекательного и высокого искусства.

В 2002 году в ЮАР были похоронены останки первой готтентотской женщины, которую увидел Старый свет. Звали ее Саарти Баартман и жила она аж в XIX веке. Выяснять какой вклад внесла она в исторический прогресс бессмысленно. Достаточно знать, что скончалась она от венерической заразы, будучи проституткой. Особенного, по меркам Европы, в ней была лишь огромная задница и не менее огромная вульва, характерные для представителей ее народности. Однако, Абдел Кешиш сумел снять о ней фильм на целых два с половиной часа, причем такой, который и увлекательно смотрится, и в то же время остается остро-дискуссионным.

Мы видим Саарти на сцене театра, где ее демонстрируют в качестве выловленной дикарки с Черного континента. Она в цепях. Неистовствует перед оголтелой толпой. Танцует свои экзотические танцы и дает всем пощупать свой выдающийся зад. Но что-то нам подсказывает, что женщина лишь играет. Это в XIX веке можно было наивно полагать, что у дикаря нет чувств и он столь глуп. Все становится до боли очевидно, когда Саарти покидает сцену и налегает на виски, роняя слезы. Раньше эта женщина имела ребенка и была служанкой у своего антрепренера, а потом, когда ее малыш умер, хозяин предложил ей съездить в Европу и подзаработать на ее внешности. Наивная Саарти не знала, что это начало конца, и чем выше в свет, тем ниже и распущеннее люди.

Абделатиф Кешиш снимает не только длинные фильмы, но и очень подробные. «Черная Венера» разбита на несколько сцен из жизни Саарти Баартман, каждая из которых представляет полное описание мытарств этой женщины. Кешиш показывает целиком театральные номера «Готтентотской Венеры», не упуская не единой подробности, даже психологического свойства. Более того, он показывает целых два номера, в Лондоне и в Париже, чтобы подчеркнуть «прогресс» Саарти, разрастания ее внутреннего надлома и изоляции.

Яхима Торрес, которую Кешиш нашел буквально на улице, вобщем то к готтентотам отношения никакого не имеет. Она — кубинка, и по признанию режиссера с ней было тяжело работать, несмотря на то, что ее роль не предполагала много текста. Яхима долго изучала биографию Саарти, чтобы вжиться в роль, и то, насколько ей это удалось, поражает воображение. По лицу актрисы, не существенно меняющемуся в течение всего фильма, можно прочесть все ее эмоции и переживания. Там, где Саарти сама не может сказать по-французски, за нее говорят глаза. Удивительная актерская работа, право слово. Именно благодаря Яхиме Торрес к этой малопримечательной женщине проникаешься сочувствием. Столь же великолепен и танец, который она демонстрирует публике. Для Кешиша ритмические танцы, кажется, стали своеобразной фишкой, и выступление Саарти в «Черной Венере» превосходит по зрелищности танец живота Рим в «Кус-кус и барабульке».

Стоит отметить и красоту этой полной женщины. То, что в заглавии ее гордо называют Венерой, с определенной долей условности соответствует истине. Кешиш представляет Саарти не только как драматического персонажа, но и как эротического. В фильме много откровенных сцен с ней, декадентского содержания, и Кешиш с их помощью доказывает, что стандарты красоты эфемерны. Женщина, про которую многие сказали бы, что она отвратительна в своей полноте, оказывается прекрасна.

Попробовать так сразу сказать, о чем снял свой фильм Абдел Кешиш решительно невозможно. Он и жестокости людей, и о психологическом и сексуальном рабстве, и о нравах эпохи, и о правах человека, и о самом человеке. Почему-то все ужасы, которые происходят с героиней, в итоге не вызывают такого уж сильного сочувствия, но это не потому, что сердца черствые, или глупая она, сама виновата. Вместе с ней вы адаптируетесь к дикому, и когда происходит что-то похуже, то прошлое дикое оказывается еще нормальным, и так шаг за шагом к трагическому концу, пока Саарти в прямом смысле слова не превратится в вещь. А считать людей за вещи давно уже стало более чем нормальным. Вот примерно об этом и фильм.

10 из 10

Нравится Черная Венера? Поделись с друзьями!